|
|
|
|
Ивченко Б.П.,академик РАЕН, МАИ, Коренная Л.Н.,чл.-корр.МАИ, Честноков В.В., чл.-корр. МАИ,,Шарлыгина К.А., засл.арх.России, Шварц М.А., чл.-корр АЖКХ. Метод комплексного компенсационного подряда (ККП ), как подход к организации внебюджетного финансирования ремонта, реконструкции и строительства жилищного фонда. Одной из важнейших задач, базисных для решения жилищной проблемы в складывающихся в России реальных условиях хозяйствования, является поиск эффективных внебюджетно-инвестиционных путей и методов обеспечения финансирования всех этапов жизненного цикла жилищного фонда: от проектирования и строительства до капитального ремонта и реконструкции. При этом в условиях острого дефицита бюджетных средств и тарифных источников особое место занимает проблема обеспечения традиционно ресурсно дефицитной и финансируемой по остаточному принципу сферы капитального ремонта коммунального жилищного фонда. Следует отметить. что одним из наиболее перспективных направлений организации внебюджетного финансирования капитального ремонта и реконструкции является интеграция последних с процессами нового строительства. Возможность такой интеграции возникает, в частности, при комплексном преобразовании существующей застройки. Основным ресурсным источником является в данном случае целевая капитализация и продажа государством инвестору прав на создание (воспроизводство) новой жилой или нежилой площади. В организационно-экономическом плане такая модель финансирования представляет собой дальнейшее развитие долевого участия государства (города) принадлежащими ему имущественными правами в процессе комплексной реконструкции и строительства жилья. Отдельные элементы указанного подхода достаточно хорошо известны и апробированы в практике в различных регионах России, однако системный кумулятивный эффект возникает, как правило, при соблюдении ряда специальных организационно-экономических принципов. Финансово-организационная модель, по- строенная на основе этих принципов,называется далее методом комплексного компенсационного подряда (ККП). Рассмотрим особенности внедрения и применения метода ККП в специфических условиях Санкт-Петербурга, определяемых, в основном, действующей местной нормативно-правовой базой а также – ценовой конъюнктурой на рынке жилья и строительных услуг. Метод ККП был предложен авторами в разработанной в 1999 году по заказу Администрации города «Концепции городской программы капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда до 2010 года»,как один из основных организационно-экономических принципов, определяющих в конечном итоге реализуемость и достигаемость генеральной цели Программы – приведения жилого фонда Санкт-Петербурга в состояние, удовлетворяющее современным стандартам содержания и эксплуатации. Принципиально важным для реализации цели Программы является именно необходимость внебюджетного финансирования капитального и аварийного ремонта жилья в рамках проектов его модернизации и реконструкции, связанных с созданием или воспроизводством нового жилого фонда, как источника окупаемости привлекаемых инвестиционных ресурсов. При этом следует выделить два функциональных уровня привлечения внебюджетных инвестиционных средств:
С социально-экономической точки зрения метод ККП устраняет сложившееся в годы реализации жилищной реформы противоречие между дефицитными социально-ориентированными преимущественно бюджетными механизмами содержания, эксплуатации и ремонта жилья и не оправдавшимися преждевременными надеждами на преимущественно частнокапиталистические, рыночные методы его воспроизводства. Фактически, в методе ККП город выступает как
целевой инвестор процесса реконструкции жилого фонда. Источником финансовых ресурсов для метода ККП,
как уже отмечалось, фактически является целевая капитализация государственной и
городской собственности (на землю, социальную и инженерную инфраструктуры),
возникающая в процессе предоставления инвестору-партнеру города прав на
застройку (строительство
нового жилья) в обмен на обязательства по
капитальному ремонту, реконструкции и модернизации существующего жилого фонда и
внутриквартальной инфраструктуры. Метод ККП можно также трактовать как
строительство компенсационного жилья не только для технологического расселения,
связанного с капитальным ремонтом и реконструкцией, но и для целей покрытия
соответствующих сметных расходов путем последующей коммерческой реализации При этом могут принципиально применяться
следующие виды компенсационного строительства:
К основным особенностям метода ККП, вытекающим из
потребности обеспечения финансовой окупаемости Проектов и создания необходимых
мотиваций потенциального инвестора, относятся:
Для выработки требований к Инвестору и (или)
Генподрядчику, вытекающих из специфики исполнения Программы, рассмотрим
действующую в Санкт-Петербурге
нормативно-правовую базу. Отметим, прежде всего, наличие необходимой
нормативно-правовой базы для отмеченного выше первого функционального уровня
привлечения внебюджетных средств на аварийный ремонт жилья и на устройство
мансард. Согласно Распоряжению Губернатора
Санкт-Петербурга от 24.01.97 № 66-Р (с изменениями, внесенными Распоряжением
от 27.10.97 № 1112-Р «О мерах по упорядочению проведения капитального ремонта аварийного
жилищного фонда») Главам
Территориальных Управлений районов, совместно с КУГИ, предоставлено право
передавать Инвестору, осуществляющему капитальный ремонт аварийного фонда, в
собственность 50% отремонтированной им жилой площади. При передаче для проведения капитального ремонта
нерасселенных, либо частично расселенных квартир. Инвестор обязан передать в
собственность Санкт-Петербурга необходимую для расселение жилую площадь. При
этом Инвестору компенсируется дополнительные затраты путем увеличения сверх
50% его доли отремонтированной жилой площади. Преимуществом данного регламента
является принципиальная возможность расчета Инвестора с городом в виде
передачи отремонтированной жилплощади. Отмеченный регламент широко применяется
в практике, однако применение его на крупных объектах предоставляется
достаточно проблематичным в силу его относительной упрощенности и ориентации
на сравнительно небольшие объемы работ. В
целом, развитие данного направления внебюджетного финансирования ремонта аварийного
жилого фонда показывает его определенную эффективность. За период 1994-98 годов
за счет привлечения средств инвесторов было по данным Комитета по содержанию
жилищного фонда отремонтировано 114,9 ты. м2 аварийной жилой
площади. Следует
отдельно отметить также наличие в городе действующей нормативной базы и
регламента модернизации жилого фонда, предлагаемого Распоряжением Мэра
Санкт-Петербурга от 19.02.96 № 128-Р «О реконструкции чердаков и мансард на
инвестиционных условиях». Данное
Распоряжение отдает принятие решений о привлечении инвесторов к осуществлению
реконструкции чердаков и мансард в многоквартирных домах, находящихся на
балансе города, к компетенции районных администраций. При этом инвестор,
осуществляющий модернизацию здания, заключает специальный договор с Комитетом
по управлению городским имуществом, в который включаются следующие обязательные
условия:
Серьезным препятствием для практической реализации проектов обустройства мансард согласно рассматриваемому регламенту явилась процедура согласования проекта с собственниками общих помещений, несущих конструкций дома и внутриквартирного оборудования, с жильцами модернизируемого дома. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга №1244-Р от 11.12.98 года отменило указанные согласования и позволяет более оперативно и обоснованно готовить необходимую разрешительную документацию. Реализация сложных комплексных проектов
реконструкции застройки, охватывающих работы по внутриквартальным инженерным
сетям, благоустройству территории, строительству на свободных пятнах,
капитальному ремонту, модернизации и реконструкции существующих зданий, требует
применения специальных регламентов и организационно-финансовых схем,
позволяющих обеспечивать также программы за счет привлечения внебюджетных
инвестиционных ресурсов. Основным действующим документом здесь является
Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга № 283-Р от 04.04.97 «Об упорядочении
предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на
инвестиционных условиях» Основными особенностями, предусмотренными данным
Распоряжением являются:
Следует отметить, что порядок предоставления
объектов согласно данному Распоряжению дает Инвестору ряд преимуществ по
сравнению с ранее действовавшими
нормативными актами (Распоряжения Мэра Санкт-Петербурга от 22.06.95 № 632-Р «О
внебюджетных формах инвестирования городской инфраструктуры и жилищной среды» и
от 22.04.96 № 353-Р «Об утверждении нормативов отчислений на развитие городской
инфраструктуры и жилищной сферы»). В то же время регламент исполнения Распоряжения
№ 283-Р достаточно сложен в реализации, особенно в случае рассмотрения вопросов
реконструкции крупных градостроительных объектов. Следует также отметить, что в
Распоряжении № 283-Р не конкретизированы способы расчетов Города и Инвесторов -
данный вопрос передан в компетенцию тендерной комиссии. По сложившейся практике
Инвесторы, как правило, осуществляют авансовую выплату рыночной стоимости
объекта в денежной форме. Основными проблемами использования указанного регламента для комплексной реконструкции застройки являются:
Наиболее приемлемым для инвестиционного способа
финансирования объектов капитального ремонта, реконструкции и модернизации
методом ККП является регламент, установленный Распоряжением Губернатора
Санкт-Петербурга от 20.05.97 № 448-Р «О порядке и условиях реализации проектов
реконструкции жилых домов в рамках Жилищного проекта Российской Федерации». К особенностям данной организационной схемы
следует отнести следующие положения:
Экспертиза затрат Застройщика, включающих в себя
капиталовложения в реконструкцию, проценты за банковский кредит, затраты на
содержание АУП (до 2% капиталовложений) осуществляется экспертной комиссией
КУГИ. По завершению проекта реконструкции доход от продажи объекта
распределяется между субъектами инвестиционной деятельности пропорционально их
долевому участию. Существенным преимуществом долевого регламента
является достаточно простой и справедливый принцип
паритетного долевого участия, позволяющий гибко оценить сложные и разноплановые объекты реконструкции и капитального
ремонта. В то же время, сфера применения Распоряжения № 448-Р ограничена
преимущественно реконструкцией жилых домов в историческом центре
Санкт-Петербурга по линии предоставления Проектов через уполномоченные банки
Жилищного проекта Российской Федерации за счет кредитных средств МБРР. Вопрос о
распространении Регламента, предусмотренного Распоряжением № 448-Р,на более широкий круг объектов
обсуждался на совещании созданной Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от
16.02.98 № 165-Р рабочей группы по координации деятельности структурных
подразделений Администрации Санкт-Петербурга, связанной с реализацией первоочередных
проектов в 1998-2000 годах . Протоколом указанного совещания, утвержденным
Губернатором Санкт-Петербурга (п. 2.2.) предусмотрена подготовка Распоряжения
Губернатора Санкт-Петербурга о реализации
проекта реконструкции квартала № 25 Большой Охты
без привлечения бюджетных средств на базе модификации
организационно-экономической схемы, установленной Распоряжением Губернатора от
20.05.97 № 448-Р. Дополнительные возможности для применения метода
ККП появились после издания Распоряжений Губернатора Санкт-Петербурга №1073-Р
от 27.10.98 «О мерах по выполнению программы строительства жилья при реализации
Жилищного проекта Российской Федерации в Санкт-Петербурге» и №1074-Р «О мерах
по поддержке строительства в Санкт-Петербурге». В частности в Распоряжении №1073-Р
рассматривается сфера применения регламента Жилищного проекта Российской
Федерации, а также разрешается применение залога объектов незавершенного
строительства под выдачу Поручительств бюджета города. Распоряжением №1074-Р застройщики получили право
производить отчисления на развитие городской инфраструктуры путем передачи
вновь построенного жилья в собственность Санкт-Петербурга. Приведенные нормативные документы создают, в целом, благоприятную организационно-правовую базу для внедрения элементов метода ККП. В то же время, безусловно, требуется отработка метода ККП на конкретных комплексных объектах реконструкции. Прежде всего, необходимо принять во внимание, что при реконструкции крупных градостроительных объектов, включающих в себя:
балансовая принадлежность реконструируемых и вновь создаваемых объектов недвижимости, может быть сложной: часть объектов передается инвестору, часть остается у первичного балансодержателя. Как следствие, необходима отработка системы взаиморасчетов с Государством по реконструкции таких комплексных объектов. При этом существующие методики расчетов будут применяться к относительно простым проектам, т.е. являться частными случаями общей системы. В настоящее время ведется подготовка соответствующего организационно-экономического эксперимента по внедрению метода ККП на базе проектов реконструкции:
По указанным объектам согласована и утверждена предпроектная документация а также концепции инвестиционного развития, предусматривающие надстройку и модернизацию существующих зданий (утепление, лифты, мусоропроводы), новое строительство блок-вставок и отдельно стоящих жилых домов, а также комплексное благоустройство внутриквартальных территорий и реконструкцию инженерных сетей. Ожидаемые сроки начала работ на объектах: лето-осень 2000 года. |
|
|